Консерватория им. М. Глинки

Первая попытка создать в Екатеринославе музыкальное учебное заведение была осуществлена еще в конце XVIII века. По идее Г. Потемкина и согласно приказу Екатерины II в 1784 в новом городе было запланировано открытие университета с Академией художеств и музыки при нем. Возглавить это заведение предложили выдающемуся композитору Максиму Березовскому, а будущий оркестр — талантливому скрипачу Ивану Хандошкин.

Руководителем академии был назначен известный итальянского композитора, директора венецианской консерватории «Ospidaletto», опытного капельмейстера, который работал в Петербурге с 1784 гг. — Джузеппе Сарти. Однако этим планам сбыться не суждено. Впоследствии все дела по музыкальной академии были переведены из Екатеринослава в Кременчуг, большого губернского города с более развитой экономикой и культурой.

Джузеппе Сарти
Джузеппе Сарти
Спустя более века, в июня 1898 году главная Дирекция Императорского Русского Музыкального Общества по непосредственной поддержке губернатора П. Святополка-Мирского позволила открыть Екатеринославское отделение ИРМО с музыкальными классами при нем, что и стало началом основания Екатеринославского музыкального училища. С этого момента училищу принадлежала основная роль в становлении и развитии музыкального образования и музыкальной культуры региона.

Д.П. Губарев
Д.П. Губарев
Екатеринославское отделение ИРМО
Екатеринославское отделение ИРМО
1 сентября начался учебный процесс с 62 учениками: по классу фортепиано — 34, скрипки — 22 пения — 5, виолончели — 1. Директором учебного заведения был назначен Дмитрий Петрович Губарев — выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Преподавателями музыкальных классов были выпускники Санкт-Петербургской консерватории: Д.П. Губарев — по классу пения и виолончели; М.М. Ливен — преподаватель теории музыки, сольфеджио, гармонии; С.А. Бриллиант и Е.К. Эйзенберг — преподаватели по классу фортепиано; В.И. Солнышкин — преподаватель по классу скрипки.

Обучение было платным. Годовая плата составляла 100 рублей.

Учитывая недостаточность в Екатеринославе учебных заведений, лишала многих детей возможности получения образования, в мая 1901 года состоялась реорганизация музыкальных классов в музыкальное училище. И в сентября 1901 года года был открыт музыкальное училище с научными классами. В нем обучалось уже 135 учеников по классам: фортепиано, пение, скрипка, виолончель, контрабас, кларнет и труба. Был открыт класс ансамбля.

Оперная студия училища под руководством преподавателя оперного класса Д. Иванова компенсировала отсутствие постоянной оперной труппы в Екатеринославе.

Динамика роста контингента учащихся училища свидетельствует о большом интересе и спрос по музыкального образования среди жителей Екатеринославщины. Уже в 1917 году количество учеников составило почти 1000 человек. Училище давало возможность овладеть практически всеми музыкальными инструментами, а музыкальные предметы преподавались по программам Петербургской консерватории.

К работе в училище приглашали известных музыкантов России и Европы, выпускников Петербургской, Московской, Варшавской, Пражской, Пармской, Лейпцигской и Венской консерваторий.

Местные профессиональные музыканты — преподаватели музыкальных классов, а с 1901 гг. — Музыкального училища принимали активное участие в концертах Екатеринославского отделения ИРМО. Мощное влияние на развитие музыкальной культуры Екатеринославщины начале ХХ века имели выступления выдающихся музыкантов современности Л. Собинова, Ф. Шаляпина, Рахманинова, А. Скрябина, В. Ляндовськои, И. Гофмана, И. Падеревского, Л. Ауэра, А. Есиповой, Я. Хейфица, В. Сафонова, А. Аренского.

Особый вклад в становление Екатеринославской скрипичной школы сделал профессор Петербургской консерватории
Л.С. Ауэр. Он неоднократно выступал в городе и своим исполнительским искусством вдохновлял местных музыкантов и создавал эталонные образцы интерпретации скрипичных произведений.

Л.С. Ауэр
Л.С. Ауэр
В декабре 1912 года Дирекция Екатеринославского отделения ИРМО обратилась к Екатеринославской городской управы с ходатайством об отводе места для построения собственного помещения для училища. В 1914 году городской думой было принято решение о передаче участка земли под строительство здания Екатеринославского отделения ИРМО и музыкального училища при нем. В то время училище находилось на углу улиц Александровской (сейчас ул. Артема) и Базарной (ул. Чкалова) в доме Заля.

Дирекция Екатеринославского отделения ИРМО и преподаватели музыкального училища 1914
Дирекция Екатеринославского отделения ИРМО и преподаватели музыкального училища 1914
Ул. Александровская
Ул. Александровская
В 1919 году на базе училища была создана консерватория, директором которой с 1920 до 1922 года был талантливый певец Михаил Михайлович Энгель-Крон. Он успешно выступал на оперных сценах Киева, Тбилиси, Харькова, Екатеринослава, Петербурга, в 1923-1929 гг. Был профессором Киевской консерватории.

В 1923 году в связи с реорганизацией учебных заведений страны, в том числе и Украины, Екатеринославская консерватория была преобразована в музыкально-театральный техникум со статусом высшего учебного заведения. В 1930 году техникум получает статус среднего учебного заведения, а в 1937 году превращается в музыкальное училище с правами среднего специального учебного заведения.

С 1924 до 1926 года обязанности директора музыкального техникума выполняла М.Ю. Гейман. В 30-е годы директором был назначен П.С. Бочаров.

С 1940 до 1973 года училище возглавляет талантливый организатор, музыкант, пианист Михаил Львович Оберман.

М.Л. Оберман
М.Л. Оберман
В 1940 году училище имело пять основных отделов — фортепианный, музыкально-педагогический, вокальный, духовой и отдел струнных инструментов. Коллектив насчитывал 51 преподавателя.

В годы Великой Отечественной войны училище было эвакуировано в город Тобольск Омской области (сейчас Тюменская область), где продолжал свою учебную и творческую работу. В 1943 году, когда Днепропетровск был освобожден частями Советской Армии, коллектив училища вернулся в родной город.

21 декабря 1948, в связи с празднованием 50-летия училища, Совет министров УССР принял постановление № 2994 о присвоении училищу имени М.И. Глинки.

Присвоение училищу имени М.И. Глинки
Присвоение училищу имени М.И. Глинки
В послевоенные времена училище активно развивается. Открываются новые отделы: народных инструментов, хорового дирижирования, теории музыки. Коллектив училища много усилий прилагает к развитию системы музыкального образования области. К началу 70-х годов в области было открыто 80 детских музыкальных школ и школ эстетического воспитания, музыкальные училища в городах Кривой Рог и Днепродзержинск.

С 1973 до 1992 года директор училища — музыковед Людмила Ивановна Царегородцева. Именно она способствовала строительству нового здания училища по улице Литейной, 10 которое строилось по специальному проекту, с учетом особенностей учебного заведения. Строительство было завершено в 1988 году. Сейчас в этом доме находится Днепропетровская консерватория им. М. Глинки.

Л.И. Царегородцева
Л.И. Царегородцева
Днепропетровская консерватория им. М. Глинки.
Днепропетровская консерватория им. М. Глинки.
С 1992 до 2004 года училище возглавлял заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии им. Д.И. Яворницкого, дирижер Николай Алексеевич Шпак.

Н.А. Шпак
Н.А. Шпак
В 2004 году директором училища назначен заслуженный деятель искусств Украины, пианиста Юрия Михайловича Новикова.

Ю.М. Новиков
Ю.М. Новиков
В соответствии с решением Днепропетровского областного совета № 775-33 / IV от «22» марта 2006 Днепропетровское областное музыкальное училище им. М.И. Глинки переименован в Днепропетровске консерваторию им. М. Глинки. Ректором консерватории назначен заслуженный деятель искусств Украины Ю.М. Новикова.

В течение многолетней истории существования нашего учебного заведения его прославили воспитанники училища:

КЛАСС ФОРТЕПИАНО:

А. Миллер, Н. Вальтер, М. Бреннер, А. Изачек, Ю. Шустер, Е. Ваулин, О. Соковнин, Н. Бродский, М. Соколов, Г.Ерошкин, Л. Иванова, Т. Русанова, П. Цокуренко, Н. Горецкая, С. Дяченко, С. Морозов

Струнные инструменты:

Н. Берлин, А. Ямпольский, Г. Пятигорский, Ю. Эйдлин, Л. Коган, М. Либерман, А. Венжега, А. Брусиловский, И. Хачбабян, Р. Нодель, А. Баженов;

Духовые инструменты:

Ю. Кривошеев, В. Гончаров, Б. Науменко, В. Подкопаев, Ю. Илюхин, М. Крастин, А. Зеликов, А. Северин

НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

А. Онуфриенко, М. Данилов, В. Брагаренко, А. Хижняк, М. Давыдов, М. Гвоздь, В. Коробко, Л. Трофименко;

пение:

М. Сокол-Рудницкая, И. Паторжинский, В. Бунчиков, В. Метелицька, К. Огневой, Г. Гаркуша, А. Чулюк-Сыграй, Л. Лобанова, Л. Сметанников, А. Ворошило, В. Коваленко, А. Таранец, Н. Суржина

Хоровое пение:

А. Иваницкий, Л. Бутенко, А. Шерстюк, А. Могила

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

В. Беляев, В.Клин, И. Соседка, Т. Мартынюк, Л. Казанцева, Т. Безверхая, Г. Игнатченко, Т. невенчанная, И. Снитков, Л. Грин (Гриншпун), С. Уланова В. Тарнопольский, И. Щербаков;

и многие, многие другие …

Областное коммунальное высшее учебное заведение «Днепропетровская консерватория им. М. Глинки »подчинен Министерству культуры Украины и Днепропетровской областной рады.

Днепропетровская консерватория им. М. Глинки
Днепропетровская консерватория им. М. Глинки
Подготовка специалистов осуществляется по специальности «Музыкальное искусство» за 9-ю специализациями:

«Фортепиано»
«Оркестровые струнные инструменты»
«Оркестровые духовые и ударные инструменты»
«Народные инструменты»
«Академическое пение»
«Эстрадное пение»
«Хоровое дирижирование»
«Теория музыки»
«Музыкальное искусство эстрады»
Главная цель коллектива преподавателей консерватории заключается в создании новой концепции развития украинской музыкальной культуры и искусства; внедрении в учебно-воспитательный процесс прогрессивных методологий, реализации требований Болонской системы с целью интеграции в европейское и мировое образовательное сообщество; распространение творческих связей с ведущими культурными центрами Украины, стран СНГ и зарубежья.

Формирование значительной части контингента студентов консерватории осуществляется благодаря многоступенчатой системе подготовки специалистов: музыкальная школа, музыкальное училище, музыкальный факультет. Это дает возможность получить профессиональное музыкальное образование, продолжая традиции определенной профессиональной школы.

Изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин ориентирован на овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение студентов в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. В консерватории осуществляет свою деятельность Научное студенческое общество, главными направлениями которого являются подготовка проблемных докладов, подготовка студентов к выступлениям на научных конференциях, проведение киноклуба, творческих встреч, дискуссионных столов.

С 2006 года существенно активизировалась научная деятельность преподавателей. Днепропетровская консерватория им. М. Глинки издает сборники научно-методических статей «музыковедческих мнение Днепропетровщины», учебные пособия, сборники аранжировок и инструментовок, книги из серии «Выдающиеся музыканты Днепропетровщины».

Научно-исследовательская деятельность Днепропетровской консерватории охватывает различные виды деятельности, преподаватели постоянно принимают участие в международных, всеукраинских и областных конференциях. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется через докторантуру, аспирантуру, ассистентуру-стажировку при художественных и научных заведениях Украины и за ее пределами.

Открытию Днепропетровской консерватории им. М. Глинки предшествовала славная многолетняя история. Сегодня консерватория имеет прочный профессиональный фундамент, богатые творческие традиции, опытные, высокопрофессиональные кадры, замечательную материальную базу, энтузиазм и вдохновение для успешного развития украинской национальной музыкальной культуры в тесном единении с достижениями мирового музыкального искусства.

<< ВЕРНУТСЯ И ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

.