Подарите детям сказку!

Чиполлино

Новогоднее детское счастье немыслимо без хвойной красавицы – ёлки, запаха мандарин и театральной сказки. Без малого две недели на сцене Днепропетровской оперы будут гостить лучшие волшебные сказки детства: «Снежная королева», «Белоснежка», «Золушка». Открывает парад сказочных героев по традиции спектакль новорождённый, ещё неведомый зрителям. В наступающем году им станет «Чиполлино». Сказка о весёлом мальчике-луковке, неунывающем фантазёре родилась в Италии. Придумал её известный поэт Джанни Родари. На русский язык жизнерадостные стихи итальянца перевёл С. Я. Маршак. Помните его строки: «Я – весёлый Чиполлино. Вырос я в Италии. Там, где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее»..? С лёгкой руки Маршака разлетелись по всему свету такие замечательные сказки Родари, как «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», «Торт в небе» и др. Но самой читаемой книжкой, была и остаётся «Приключения Чиполлино». Потому что нет на земле страны, где бы не соседствовали с нашим героем разного рода фруктово-овощные жители. Среди них кум Тыква, Картошка и Морковочка, Земляничка и граф Вишенка. Злые языки называют их заговорщиками, но это неправда. Просто Чиполлино и верные его друзья выступают за дружбу, свободу и равенство. Сказка о происшествии, случившемся однажды во фруктово-огородном царстве, заканчивается, как ей и положено, миром и согласием.

Больше о новом спектакле расскажет главный мастер новогодних сказочных постановок Михаил Овсяников. Как никто другой, он знает обширный мир волшебных сказок и особенности зрительского восприятия детей. Богатый опыт режиссёра, как нельзя кстати, пришёлся ко двору в оперном театре. «Чиполлино» – четвёртый спектакль, поставленный режиссёром на главной сцене Днепропетровска. Сложилась и постоянная «сказочная команда» (автор декораций и костюмов – талантливая художница Дарья Белая. Дирижёр – Александр Кулишов). И если раньше, что греха таить, артисты академической оперы под любым предлогом «убегали» от непрестижных ролей сказочных персонажей, то ныне их отношение к детским спектаклям заметно меняется. Оказалось, что семейная театральная аудитория внимательна, отзывчива и благодарна. Доказательством тому возрастающая заполняемость зрительного зала. Думаю, что счастливая сценическая судьба не обойдёт и нашего «Чиполлино». Овсяников моё мнение разделяет:

— Если театр планирует своё будущее, то в его репертуаре обязательно должны быть спектакли для детей – визуально привлекательные, ясные и понятные даже маленьким. И музыка должна быть легкодоступной, не обременительной, как и содержание сказки. Особенно важно присутствие в спектакле талантливого художника. Ведь даже впервые пришедший в театр малыш видит, слышит и чувствует. Если выпадает хотя бы один из трёх элементов, ребёнок начинает скучать. За костюмы и декорации, придуманные Дашей, я спокоен. Она чувствует сказку, любит её. Это художник, который не только привносит на сцену красоту. Даша мыслит художественными образами, тонко ощущает цвет, театральную форму. У неё особый дар сочинять свой мир сказки. Способность оживлять её героев, угадывать их характеры. Ей близка игровая стихия театральной сказки. Костюмы в «Чиполлино» – это театр художника. Её прочтение сказки. Оно удивляет неожиданностью, своеобразием, искренностью. Её костюмы индивидуальны. Они учитывают характеры персонажей и особенности артистов, которых она одевает. Главное: её сценография рассчитана на детскую фантазию. Она будоражит воображение ребёнка, стимулирует в нём игровое начало. Работать с Дашей Белой всегда в радость.

Как складываются ваши отношения с ведущими солистами театра? Они всё чаще появляются в ваших спектаклях.
— Как с дирекцией театра, так и с артистами нахожу взаимопонимание. Конфликтов, отказов, недоразумений у нас не возникает. Есть проблема нехватки репетиционного времени. Театр должен обеспечивать плановый репертуар. Параллельно с репетициями премьеры идёт подготовка юбилейного концерта. Балет на гастролях, и значит нагрузка в коллективах оперы, хора, оркестра увеличилась.

Вы не только режиссёр спектакля, но и автор либретто.
— Это работа позволяет учитывать индивидуальные черты будущих исполнителей. Либретто пишу с оглядкой на конкретных артистов. Неслучайно в «Чиполлино» роль Лимона играет Сергей Гомон, роль графини Вишни – Светлана Сошнева, Чиполлино – Катя Фондуроко, графа Вишни – Самвел Адамян, Помидора – Володя Машлюк, Пугало – Александр Прокопенко, кума Тыквы – Алексей Стрижак. Тогда случаются точные актёрские попадания. Как режиссёр, я вижу свою задачу в том, чтобы раскрыть природу артиста в роли. Счастлив, когда это происходит. Личным моим открытием в премьерном спектакле стал граф Вишня в исполнении артиста хора Николая Ефименко.

Вопрос под занавес. Если не ошибаюсь, в спектакле звучит крамольное слово «революция» и призывная тема из песни «Варяг». Как это следует понимать?
— Никаких баррикад и военных действий в нашем спектакле нет. Причиной фруктово-овощного конфликта послужило то обстоятельство, что фрукты располагаются наверху, а овощи внизу, на земельных грядках. Но и те, и другие как-то подзабыли, что у них общие почва и корневая система. И небо над ними единое. В финале всё разъясняется и происходит примирение. Конфликт исчерпан. Побеждает разумное начало. Думаю, что Джанни Родари согласился бы с таким финалом. А в целом спектакль «Чиполлино» добрый, светлый, весёлый.

Добавить комментарий