Душа просит праздника

balet_teatr

Шедевр Сервантеса «Дон Кихот» заинтересовал балетный мир в 18-ом веке. Можно долго перечислять имена хореографов, использовавших сюжет и персонажи знаменитого романа. Непревзойдённой остается версия великого француза Мариуса Петипа, созданная им в 1869 г. в Санкт-Петербурге. До сегодня она служит эталоном для всякого уважающего себя балетного коллектива. Воспользовался ею и блистательный танцовщик Большого театра СССР Марис Лиепа, защищая диплом режиссёра-балетмейстера на сцене Днепропетровской оперы в качестве постановщика «Дон Кихота». Без малого 40 лет его спектакль украшает репертуар театра не без помощи заезжих гастролёров, подпитывающих постановку своим талантом и энергетикой. Убедиться в том можно, побывав 18 апреля (суббота, 18:00), на нашем «Дон Кихоте» с участием восходящих звёзд Национального балета Украины — Олеси Шайтановой (Китри) и Никиты Сухорукова (Базиль). Когда молодая «кровь» вливается в спектакль, доказавший свою жизнестойкость, его биография продолжается. И тут самое время представить наших гостей.

Имя Олеси Шайтановой стремительно набирает популярность. Не видеть спектаклей с её участием у киевлян считается неприличным. Мощная энергетика заложена уже в фамилии балерины (нанайское «шайтан-девка» — это о ней!). Ещё до выпуска из Киевского хореографического училища Олеся завоевала целый ряд победительных призов на международных конкурсах. Последний из пяти (I премия и золотая медаль) ей вручили в Пекине. До того были Берлин, Будапешт, Москва, Стамбул. Закончив в 2013 г. училище с отличием, Шайтанова отправилась покорять главный балетный театр Украины, что, возможно, ничуть не легче конкурсных состязаний. Только в первом рабочем сезоне в Национальном балете Шайтанова станцевала такие партии, как Гюльнара в «Корсаре», Карла в «Венском вальсе», Клара, Аврора, Одетта-Одиллия в балетах Чайковского: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Увенчала блистательную галерею её образов Китри в «Дон Кихоте».

Под стать искромётной героини Шайтановой — яркий и харизматичный Базиль Никиты Сухорукова, число поклонников которого возрастает с каждым его появлением на сцене. Только будучи талантливым танцовщиком-фанатом, можно выдержать то количество премьер, которое выпало этому артисту. Впервые днепропетровцы познакомились с Никитой в «Лебедином озере», где он танцевал в дуэте с Анной Дорош. Тогда приятно удивила его музыкальность, высокий прыжок, пластичность движений, внешние достоинства и надёжность в партнерских отношениях с примой. Но то была чистая классика, а в «Дон Кихоте», помимо техники классического танца, важны игровое начало, артистизм, сценический темперамент. Кстати, именно этой балетной паре, Шайтанова-Сухоруков, театр доверил главные роли в юбилейном спектакле Национального балета Украины по случаю 25-летия киевского «Дон Кихота».

Другая балетная пара приглашённых гостей — Наталья Лазебникова, заслуженная артистка Украины и Андрей Гура, премьер театра, украсят исполнением главных партий старинный французский балет «Жизель» (25 апреля, суббота, 18:00). Уверена, что и в этот раз днепропетровские зрители не прогадают. Хотя, по моему абсолютному убеждению, «Жизель» с её редкостными достоинствами: музыкой Адана, хореографией Перро, либретто Готье (все составляющие выдержаны в превосходной степени) нельзя пропускать при любом раскладе. «Жизель» — балет уникальный! Но вернусь к Наташе (Жизель) и Андрею (Граф Альберт).

В том, что Лазебникову ждёт славное балеринское будущее, не сомневались даже её завистники. Обоснованность творческих амбиций такого рода воспитанница Киевского хореографического училища доказывала неоднократно на международных конкурсах классического танца ещё ученицей. Едва успела подсохнуть печать в дипломе новоиспечённой артистки, как её пригласили в балет Киевской оперы. Заметьте, взяли в состав солистов. И совсем уж неслыханное дело — направили на стажировку в Монако в хореографическую школу принцессы Грейс. Но и это не всё: по возвращении из Франции Лазебникова удостоилась почётного звания заслуженной артистки Украины. Что непростительно рано в столь юном возрасте! Судя по репертуару артистки (он огромнейший, ручаюсь честным словом), в ней счастливо соединились природный талант с поражающей работоспособностью.

Сильная сторона танцовщика Андрея Гуры — не только наличие данных, позволяющих ему исполнять вершинные мужские партии принцев и романтических героев в классических шедеврах — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик, «Золушка», «Корсар», «Спартак», «Кармен-сюита» и др. Гура удивляет разнообразием характеров и ролей. В его активе «ловкий парень» Фигаро, властный повелитель Борисфена Кий, бесстрашный Спартак, др. И это отнюдь не какие-то среднестатистические персонажи: Гура чутко слышит балетную музыку, тонко чувствует эпоху, различает стиль хореографии. Не случайно в коллекции наград и отличий артиста есть исключительная — «За воплощение хореографии Сержа Лифаря», присуждаемая французским Фондом знаменитого киевлянина.

 

Автор: Наталия Иващенко

Добавить комментарий