Когда душа танцует

don_kihot

Мне всегда сложно заманить своих далёких от балета знакомых именно на «Дон Кихот». Они пугаются самого названия, вспоминая читанные ещё в школе отрывки романа о рыцаре печального образа, и с недоверием слушают мои рассказы о том, что балетное воплощение знаменитого литературного сюжета на самом деле одно из самых ярких и жизнерадостных зрелищ на свете. И в нашей сложной и не изобилующей поводами для веселья действительности лучшего лекарства от депрессии не найти.

Нынешнего же «Дон Кихота» театралы ждали с особым нетерпением. Во-первых, это первое представление в этом сезоне, и зрители успели соскучиться за спектаклем, который, увы, в последние годы крайне редко появляется в афише. Во-вторых, Елена Печенюк всегда была великолепна в партии Китри. И, наконец, все с огромным интересом ожидали выхода Евгения Кучвара в партии Базиля. Ведь только в ноябре поклонники с замиранием сердца наблюдали за рождением их дуэта в «Лебедином озере» и до сих пор надеются на повторение этого необыкновенно красивого зрелища. И вот новая совместная работа.

«Дон Кихот» – спектакль особенный. При всей незатейливости сюжета главные партии в нём отличаются особой технической сложностью, даже изощренностью, требующей от исполнителей выдающейся техники и огромной выносливости. И при этом весьма благодарный для танцовщиков. Здесь, в отличие от канонически строгих «Лебединого озера» и «Спящей красавицы», уместны почти любые вольности, головокружительные трюки и технические навороты. Но вместе с тем обязательным условием успеха в этом спектакле является эмоциональная составляющая и актёрское мастерство, яркий темперамент, лёгкость и непринуждённость исполнения. И самый главный ингредиент в рецепте успешного представления «Дон Кихота» – радостная атмосфера праздника и безудержного веселья, которая передается со сцены в зрительный зал. И если зритель проникается этим бьющим через край жизнелюбием, успех обеспечен. А сколько при этом будет накручено фуэте и исполнено виртуозных поддержек – дело десятое. Хотя, конечно, сногсшибательные трюки еще более подогревают и без того наэлектризованный зал и вызывают бурю восторга.

И долгожданный праздник удался на славу! Спектакль выглядел очень цельным и хорошо отрепетированным, чему наверняка способствовали недавние гастроли в Полтаве. Увы, на гастролях «Дон Кихот» бывает гораздо чаще, чем на родной сцене. Но не будем о грустном. Ведь после такого яркого спектакля хочется говорить только комплименты в адрес исполнителей.

Прежде всего хочу отметить необыкновенно удачное выступление Дмитрия Омельченко в партии Эспады. Его герой не отличался юношеским пылом, но был очень стильным, уверенным и мужественным, как и подобает бесстрашному испанскому тореадору, баловню судьбы и любимцу публики. А уж виртуозное обращение с красным плащом прямо завораживало.

Уличной танцовщице в исполнении артистичной Марии Лоленко местами, возможно, чуточку недоставало пикантной остроты, но образ в целом получился очень ярким и запоминающимся. Бросаемые ею на Эспаду взгляды были подобны острым стрелам и сражали наповал всё мужское население нашей балетной Испании. Однако, к большому сожалению, необъяснимое исчезновение со сцены реквизита лишает эту партию привычного блеска. Когда балерина виртуозно танцует, искусно лавируя между кинжалами (или кубками, как это ещё недавно было в нашем спектакле), танец смотрится куда эффектнее (один проход между ними на пальцах чего стоит!), чем просто на пустой сцене. Теряется весь рисунок и весь заложенный постановщиком смысл. Верните реквизит на место!

Порадовал взгляд и слаженный дуэт подруг Китри в исполнении Елены Салтыковой и Анны Салмановой, получившийся очень кокетливым и задорным. Не менее хороши оказались и их вариации в финальном гран-па.

Особо хочу отметить очаровательного Амурчика в исполнении Елены Бадаловой, ставшего настоящим украшением классической картины «Сон Дон Кихота». Лёгкость, грация, обаяние в сочетании с очень и очень достойным уровнем технического мастерства и уже упоминавшееся как-то мною радостное упоение танцем, присущие этой балерине, всегда притягивают к ней мой взгляд. Думаю, эта артистка, благодаря яркой творческой индивидуальности, не потерялась бы на сцене и в более крупных партиях, несмотря на свою миниатюрность.

Порадовало и успешное выступление Александра Габелко, самого, пожалуй, перспективного из наших молодых танцовщиков в болеро. Последнее время репертуар этого артиста заметно расширяется. Хочется пожелать ему новых успехов.

И, наконец, главные герои спектакля. Дуэт, который в «Лебедином озере» пленял удивительно поэтичностью, чувственностью и проникновенным лиризмом, на сей раз сразил увлекательнейшим поединком огненных темпераментов, харизмой и неистощимой жизнерадостностью.

Партия Китри всегда была одним из лучших сценических воплощений Елены Печенюк. Неотразимое обаяние, лукавое кокетство и задор её героини покоряют сердца. Но её Китри обладает ещё и острым умом и сильным характером, которые помогают ей добиваться своего. Ведь герои этого балета куют своё счастье сами, без вмешательства волшебных сил. Добавьте сюда еще филигранную технику, воздушный прыжок, стремительные вращения, смелые поддержки, и получится тот живой и яркий образ, который уже много сезонов вызывает искреннее восхищение зрителей.

Евгений Кучвар, демонстрирующий в этом сезоне просто невероятный профессиональный рост, всё увереннее претендует на премьерскую позицию в нашей труппе. Я знаю, как давно он мечтал о партии Базиля на родной сцене. Знаю также и о его амбициозности, сочетающейся с высокой требовательностью к самому себе. Первое, что привлекло моё внимание в премьерном для него спектакле – это та высочайшая планка, которую для себя поставил танцовщик. Никаких упрощений и компромиссов. Мы увидели виртуозные прыжки и вращения, акробатические поддержки и прочие трюки, полагающиеся в этой партии. А самое главное – темпераментный дуэт-поединок двух ярких актёрских индивидуальностей, гармонично дополняющих друг друга.

Будем объективны: не всё сложилось так, как хотелось и самому артисту, и его поклонникам. Полагаю, что сказалось и явно недостаточное для такого сложного спектакля количество репетиций, и неизбежное эмоциональное выгорание, и банальное невезение. Такое порой случается даже с самыми опытными мастерами. И за кулисами Евгений Кучвар, стоически выдержавший ещё и осаду восторженных поклонниц после спектакля, с трудом скрывал своё разочарование. Конечно, обидно, тем более, что в репетиционном зале всё получалось. В противном случае никто бы не пошёл на неоправданный риск, позволив артистам исполнять это на сцене. Надо пережить, перешагнуть, ещё тысячу и один раз отработав в зале каверзные элементы, и идти дальше. Другого рецепта в этой профессии нет. И когда-нибудь признанный мастер, в которого непременно вырастет этот одарённый танцовщик, будет вспоминать своё нынешнее выступление в партии Базиля с улыбкой, как очередной этап творческого взросления.

Ведь самое главное, что, несмотря на отдельные не слишком удачные моменты, Базиль Евгения Кучвара всё-таки состоялся. Его темпераментный и харизматичный герой нашёл живейший отклик в сердцах зрителей, уходивших после спектакля с ощущением праздника в душе. Шероховатости, которые далеко не все зрители вообще заметили, быстро забудутся, а вот воспоминания о необыкновенно красивом дуэте, запредельной актёрской самоотдаче и позитивном и жизнерадостном спектакле навсегда останутся в памяти благодарной публики.

Хочется верить, что мы ещё не однажды увидим этот сразу завоевавший сердца зрителей дуэт и в «Лебедином озере, и в «Дон Кихоте», и в новых спектаклях. Спасибо от всей души артистам, педагогам-репетиторам и всем причастным к созданию ещё одного чуда! Ждём повторения!

 

Автор: Ворчун

Добавить комментарий