Нам 40. Уже или ещё?!

40_let

«Сцена – это зеркало, в котором отражается наша жизнь»
Мигель де Сервантес

Скоротечное время безжалостно обкрадывает людскую память. Всего четыре десятилетия отделяет нас от событийного момента открытия Днепропетровской оперы. Но уже путаем даты и факты, забываем имена отцов-основателей Театрального дома, фамилии тех, кто внес в его строительство больше, чем посильный вклад. Скромный долг театральных летописцев в том, чтобы уберечь содеянное предшественниками от забвения. Передать эстафету памяти тем, кто наследует. Не дать забыть о корнях, родстве, происхождении.

26 декабря 1974 года торжественные фанфары возвестили о возрождении театра оперы и балета в Днепропетровске. Первая попытка его создания относится к 1927 г. Тогда в духе революционного времени днепропетровский союз металлистов инициировал открытие театра Рабочей оперы. Начало ее деятельности ознаменовалось постановкой «Пиковой дамы» Чайковского. В творческом составе новорожденного коллектива насчитывалось более ста артистов оркестра, оперы, хора, балета. В 1931г. труппа была реорганизована в государственный театр оперы и балета. Возглавил его М. Стефанович, впоследствии руководивший Киевской оперой. Постоянными балетмейстерами работали талантливые П. Вирский (в будущем художественный руководитель прославленного Ансамбля народного танца УССР) и В. Вронский (через годы главный балетмейстер Киевской оперы). Плодотворное развитие театра прервала разразившаяся Великая Отечественная война. Коллектив эвакуировали в Красноярск, где его состав дополнили артисты Одессы и Донецка. После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков Днепропетровский оперный театр официально прекратил существование в связи с невозможностью восстановления здания, пострадавшего от войны. Но мечта о возобновлении его деятельности не покидала днепропетровцев. Постановление Совета Министров Украины от 31 августа 1973 года легализовало идею восстановления культурной преемственности.

Художественную программу театра осуществляли: директор Марк Литвиненко, народный художник СССР Анатолий Арефьев, дирижер Петр Варивода, хормейстер Василий Киосе, балетмейстер Людмила Воскресенская, режиссер Анатолий Лымарев. Во многом благодаря их созидательной энергии в Днепропетровске собралась театральная труппа с богатым потенциалом возможностей. Ее признанные лидеры — певцы Нонна Суржина, Валентина Кочур, Лилия Гавриленко, Анатолий Даньшин, Владимир Тарасов, Константин Смирнов, Николай Полуденный, Николай Украинский; ведущие танцовщики — Ольга Загуменникова, Леонора Эллинская, Алла Петрина, Зинаида Зинченко, Валентина Летова, Галина Пурикова, Николай Войтенко, Виктор Рогачев, Александр Соколов, Виктор Гридневский, Валерий Кирьянов; концертмейстер оркестра — Гарри Логвин… Их объединяло желание создать театр — дом со своим лицом и творческим характером. Реальность мечты обеспечивали молодой неподдельный энтузиазм и неиссякаемая работоспособность коллектива. Репетиции будущих спектаклей шли параллельно со строительными работами. Не станем лукавить: осуществлению заветных чаяний немало способствовало имя первого лица страны Советов — Леонида Ильича Брежнева и, как следствие, блогожелательное расположение высокого начальства к городу на Днепре. Но вернемся к счастливому началу.

Две знаменательные даты — 30-летие освобождения Украины от фашизма и 200-летие основания города определили выбор первого афишного названия театра-оперы А. Холминова по пьесе Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия». Спектакль — первенец полнился революционной экспрессией и героическим пафосом, что ничуть не лишало его сценической искренности и зрелищности. Над его постановкой работали: дирижер Варивода, художник Арефьев, режиссеры Тихомиров и Гаудасинский, хормейстер Киосе. Попасть в команду спектакля почиталось великой честью. За успех первой премьеры болели все:оркестр, хор, балет, художественно-постановочная часть. Она прошла с надлежащим блеском. Стартовый список персональных удач открывала Нонна Суржина центральной ролью Комиссара. Она была безупречна и прекрасна, являя собой редкое сочетание ума, красоты, таланта. Художественно выразительными были ее партнеры: Николай Украинский (матрос Алексей), Юрий Сабуров (коммунист Вайнонен), Константин Смирнов (Вожак), Виктор Щерба (Сиплый), Елена Гетало, Эдуард Сребницкий. И через сорок лет помнятся, если не все, то большинство исполнителей начальной той постановки. От спектакля к спектаклю перечень имен расширялся. Фамилии В. Коваленко, Г. Кибкало, С. Саморидной, М. Степановой, Н. Браткова, В. Навротского легко запоминались днепропетровцами. Реестр оперных любимцев дополняли артисты балета.

Презентация желанного театра длилась неделю. Девять спектаклей были представлены зрителям. Среди них те, что станут визитной карточкой Днепропетровского государственного театра оперы и балета: «Князь Игорь», «Риголетто», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Они задавали планку, по которой театр будет сверяться годами. Творческое развитие начинающего коллектива шло по двум магистральным направлениям: освоение и популяризация мирового классического наследия («Кармен», «Севильский цирюльник», «Жизель», «Щелкунчик») и обращение к произведениям современных композиторов («Порги и Бесс» Гершвина, «Богдан Хмельницкий» Данькевича, «Спартак» Хачатуряна, «Барышня и хулиган» Шостаковича, «Лесная песня» Скорульского). Следование реалистическим традициям не исключало поиска новых репертуарных названий и сценических возможностей. Этому способствовала открытость театра, его готовность к контактам с выдающимися мастерами. В доперестроечные времена на днепропетровской сцене работали по приглашению такие режиссеры-постановщики, как Р. Тихомиров и С. Гаудасинский из Ленинграда, В. Канделаки и Н. Мордвинов из Москвы, Д. Смолич и В. Бегма из Киева. Постановки балетов осуществляли Н. Федорова, К. Тер-Степанова (Ленинград), Е. Аксенова, М. Лиепа (Москва). Незаменимыми оставались художники — отец и сын Арефьевы. Уникальный талант старшего и явная одаренность младшего гарантировали высокую сценическую культуру Днепропетровской оперы.

Очень скоро за ней признается право на бренд творческой лаборатории современной оперы и балета. Вспомним, что уже первым афишным названием театра заявлена масштабная сценическая фреска «Оптимистическая трагедия» по мотивам одноименной советской пьесы Вишневского. Репертуарный выбор продиктован не только социально-партийным заказом. Подтверждением целый ряд последующих произведений современных композиторов. Оперные постановки: «Тихий Дон» Дзержинского, «Гром с Путивля» Ильина, «Братья Ульяновы» Мейтуса, «Знаменосцы» Билаша, «Нежность» Губаренко. Балетные — «Много шума из ничего» Хренникова, «Материнское поле» Молдобасанова, «Ассель» Власова, «Дон Жуан» Губаренко. Но и классику в правах не ущемляли (на предварительном празднике открытия театра, предназначенном для строителей, представлен «Князь Игорь» Бородина. Спектакль фольклорно -колоритный, красивый, патриотичный, он отвечал ожиданиям публики. «Днепропетровский феномен», воспеваемый многочисленными СМИ, не был случайным и незапрограмированным. Концепцию формирования и развития новорожденного театра осуществляла талантливая группа главных специалистов. Помимо творческих амбиций, заявлявших о себе дерзостным желанием создать с нуля, буквально с первого кирпича театр, не отягощенный рутиной канонов, — их стимулировала любовь к высокому искусству и убежденность в его необходимости днепропетровскому зрителю.

Уже во второй сезон коллектив достойно проходит испытание столичными гастролями в Киеве. В декабре 1976 года состоялась премьера новой редакции оперы Данькевича «Богдан Хмельницкий». Единогласным решением комитета по государственным премиям спектаклю присуждена Национальная премия имени Т.Г.Шевченко. За громкими киевскими гастролями последуют не менее успешные московские в Большом и Кремлевском театрах. Ведущие артисты коллектива удостоены первых официальных наград. Звания Заслуженных артистов Украины получили: Валентина Коваленко, Валентина Кочур, Лилия Гавриленко, Галина Кибкало, Николай Украинский (солисты оперы); Ольга Загуменникова, Алла Петрина, Зинаида Зинченко (солистки балета). Владимир Арефьев удостоен звания Заслуженного художника. После вторых гастролей в Киеве (1981 г.) списки награжденных пополнились именами Константина Смирнова, Владимира Мертенса, Александра Вострякова, Николая Браткова, Василия Навротского, Олега Николаева, Гарри Логвина, Милии Полуденной (Заслуженные артисты Украины). Нонна Суржина, Леонора Эллинская, Николай Полуденный — станут Народными артистами; Юрий Чайка и Пётр Варивода – Заслуженными деятелями искусств. Эти факты признания красноречиво свидетельствовали, что Днепропетровская опера неуклонно набирает мастерство и творческую зрелость, вырастая в весомую составляющую культурного достояния региона и республики.

Всё это время молодой театральный флагман Днепропетровщины продолжает держать курс на обогащение репертуара, как классического («Травиата», «Трубадур», «Шопениана», «Дон Кихот»), так и современного. Важным моментом явился приход в руководящую команду молодых дирижеров Николая Шпака и Андрея Чепурного; режиссеров-лидеров Юрия Чайки и Евгения Бузина. В совместной работе над новыми спектаклями – «Много шума из ничего», «Колокольчик», «Дон Жуан» — складываются успешные профессиональные союзы балетмейстера Зои Кавац, дирижеров Шпака и Чепурного, хормейстера Иосифа Недзвецкого, художника Владимира Арефьева, режиссера Бузина. Примером результативных творческих взаимоотношений служит тандем старшего Арефьева и Чайки. Они генерируют свежее осмысление музыкальной драматургии, элементы новой эстетики и стилистики. Плодотворны обращения и к произведениям украинских авторов: Гулака-Артемовского — «Запорожец за Дунаем», Губаренко — «Возвращенный май», Билаша «Знаменосцы». Событием в биографии театра станут прокофьевские балеты – «Шут», «Блудный сын», «Ромео и Джульетта», пуччиниевская опера «Мадам Баттерфляй» и опера Понкьелли «Джоконда». Восполняя отсутствие в миллионном городе Театра музыкальной комедии, оперная труппа с энтузиазмом осваивает законы непростого легкого жанра. Спектакли «Летучая мышь», «Сильва», «Большой вальс»станут истинным подарком днепропетровцам.

Успех гастролей в Москве 1988 г. засвидетельствовал высокий творческий уровень театра. Неоценима в том заслуга главного художника Анатолия Арефьева и маэстро Бориса Афанасьева. Неоспоримая мощь талантов этих мастеров, авторитет и репутация работали на имидж Днепропетровской оперы. Документальное подтверждение — множественные почетные награды, присвоенные группе ведущих работников театра по итогам московских гастролей: Людмиле Плетневой, Татьяне Омельченко, Александру Басалаеву (Заслуженные артисты Украины), Зое Кавац (Заслуженный деятель искусств); Юрию Чайке (Народного артиста); Леониду Сапожникову — звание Заслуженного работника культуры. (Тот год выдался особо урожайным на отличия. Жаль, что в наградном списке не оказалось имен Нины Балахтиной, Нины Юрко, Виктора Рогачёва).

Жизнь театра подобна человеческой судьбе. Она состоит не только из восхождений, удач, достижений. Все чаще в победное звучание оркестровых фанфар вплетались горестные мелодии. Причиной того — творческие неудачи, кризисные явления, потери. Порой невосполнимые. Уходят из жизни основоположники театра Арефьев и Литвиненко.Вслед за ними Днепропетровская опера теряет Афанасьева и Киосе. Болезненно переживает театр неизбежную смену актерских поколений, замены в команде лидеров. Осложняет ситуацию подступающая Перестройка. Недостаточное финансирование снижает количество и качество премьерных спектаклей. На крутом изломе исторических формаций театр возглавляют Юрий Чайка (директор, художественный руководитель), Владимир Гаркуша (главный дирижер), Александр Соколов (главный балетмейстер), Иосиф Недзвецкий (главный хормейстер), после его отъезда ответственность за судьбу хора примет Валентин Пучков-Сорочинский. В критический этот период коллектив спасал его творческий потенциал, заложенный в начальные годы жизни. Вопреки негативным обстоятельствам театр сумел использовать открывшуюся возможность международной гастрольной деятельности, усматривая в ней шанс для выживания и творческий стимул. Днепропетровская опера нашла свою нишу в культурном пространстве Европы (гастрольные поездки в Болгарию, Польшу, Францию, Ирландию). Приобретение опыта расширило географию зарубежных маршрутов: Китай, Ливан, Иордания, Израиль, Америка, Италия, Испания, Германия, Португалия. В ситуации нестабильной жизни страны и общества меняется «психофизика» театра, он становится более динамичным, прагматичным и креативным. Не случайно в 2005 г. коллективам хора и оркестра Днепропетровской оперы доверенно представлять Украину на международном форуме «Festival de teatro clasico» в испанском городе Мериде, главным событием которого стала мировая премьера оперы Беллини «Норма». Тогда же Днепропетровский классический балет участвует в праздновании 400-летия Сервантеса.

Днепропетровская опера не только «вывозит» востребованную Западом продукцию. Она инициирует совместные проекты, ведет поиск самобытного репертуара, звездных исполнителей. Балетные спектакли последнего десятилетия ХХ-го века украшают своим присутствием Анна Дорош и Максим Чепик, впоследствии ведущие солисты Национального балета Украины. В опере восходит звезда молодого Виктора Луцюка, позднее солиста Мариинского театра. Зенита певческой карьеры достигает Эдуард Сребницкий, народный артист Украины, активно востребованный на международной сцене. Продолжают плодотворно работать оперные солисты: Нонна Суржина, Милия и Николай Полуденные, Валентина Коваленко, Нина Балахтина, Людмила Плетнева, Елена Гетало, Василий Навтротский, Виктор Щерба. Осваивают ведущий оперный репертуар Светлана Сошнева, Зоя Каипова, Ольга Ус, Сергей Гомон, Александр Сергеев, Владимир Гудзь, Алексей Сребницкий. Талантливо и разнообразно заявляет о себе Алена Бокач. В балете лидируют солисты Татьяна Поваляева- Омельченко, Елена Беленко, Елена Дубровина, Олег Грачев, Евгений Сердешнов, Михаил Бабкин, Вадим Кургаев. Дебютируют многообещающие Ольга Доронина, Елена Печенюк, Рамина Бураева, Артем Алифанов. В классах хореографической школы, созданной в 1993 году при театре Александром Соколовым, подрастает юная балетная смена. Самым одаренным и перспективным из них — Ивану Васильеву, Артему Овчаренко, Альвину Товстограю, Александру Омельченко, Оксане Бондаревой, Наталье Кущ судьба «судила» взойти на балетный Олимп! Позитивным событием в судьбе театра стало долгожданное открытие Днепропетровской консерватории, что давало возможность решать наболевшие проблемы профессиональных кадров в коллективах хора, оркестра, оперных солистов. В таком событийном контексте присвоение театру статуса Академического, воспринималось, как явление им заслуженное.

Ещё одна примечательная тенденция того времени возрастающее число эксклюзивных постановок. Наряду с новыми сценическими редакциями классических балетов в репертуаре появляются самобытные авторские произведения Соколова: «Солярис», «Изгнание из рая», «Две смерти и Адажио», «Гетман». Последний из спектаклей удостоен Гран-При премьерного смотра-конкурса театрального Приднепровья — «Січеславна». Позднее, в прошлом успешный танцовщик, ныне хореограф, Олег Николаев реализует себя в авторских постановках: «Это танго в июне», «Ночь перед Рождеством», «Княгиня Ольга», «Колиска життя». Два последних произведения, поставленые им на музыку украинского классика наших дней Евгения Станковича, открыли балетмейстера с неожиданной стороны. Он предстал глубоко и масштабно мыслящим художником, неравнодушным к истории и судьбе Украины. Неожиданностью явилось возвращение в родной театр после нескольких лет работы за рубежом Зинаиды Зинченко. Она возглавит балетную труппу театра в статусе ее художественного руководителя. Выполнив контрактные обязательства, займет положение ведущего танцовщика в коллективе театра ее сын — Дмитрий Омельченко. Поставленные им балеты: «Degage», «Zaкулисье», «Корсар» вызовут интерес молодежной зрительской аудитории. Успех начинающего хореографа будет отмечен Гран-при конкурса «Сичеславна» — «Надія».

Стремительные ритмы необратимого времени и современная зрительская аудитория предъявляют повышенные запросы к театру. Сегодня его сцене требуется универсальный артист. Важны не только природные данные и профессиональные умения. Востребованы яркая индивидуальность, артистизм, пластические возможности, способность работать в различных жанрах музыкального театра. В этой ситуации «кадры решают всё». Потому с надеждой всматриваемся в тех, кто пополняет оперно-балетную труппу, базовые коллективы хора и оркестра (дирижеры: Владимир Гаркуша, Юрий Пороховник, Александр Кулишов). На ведущие позиции в опере выходят Ольга Ус и Наталья Сандак. Активно перенимают творческую эстафету вчерашние выпускники консерватории: Елена Самойлова, Ирина Петрова, Надежда Еременко, Назар Немченко, Алексей Стрижак, Алексей Коробейник. В балете с полным на то основанием первое положение занимает Елена Печенюк. Мастерство и профессиональная уверенность обеспечивают стабильный зрительский интерес Вадиму Лоленко, Сергею Скворцову, Дмитрию Омельченко, Алексею Чоричу, Евгению Кучвару, Евгению Данькову-Белянскому, Юрию Войникову, Сергею Бадалову. Неизменные симпатии публики вызывают Светлана Лисняк, Екатерина Шмигельская, Мария Лоленко, Алина Коваль, Ирина Авраменко. Хорошие заявки на перспективу у Елены Салтыковой, Елены Галушко. В балете многое искупается молодой отвагой, актерской самоотдачей, сценическим обаянием.

Отдельной строкой о хоре, руководимом Пучковым-Сорочинским. Часто именно он, его вокальное, актерское и пластическое мастерство придает индивидуальность театральным спектаклям. Массовые сцены с участием хора отличают масштаб, психологическая глубина, выразительный пластический рисунок. Коллектив прекрасно вписывается в режиссерский замысел постановок.

Не в пример другим театрам, оперно-балетный дом — конструкция архисложная, заключающая в себе несколько автономных театральных подразделений. У каждого их них своя роль, назначение, своя иерархия. Кто-то играет роль главную, а кто-то эпизод. Есть генераторы идей, стратеги и мастера тактики, а есть исполнители. Среди них и такие, о которых зритель не догадывается, но их работа достойна всяческого уважения. Над всеми имена- иконы, имена-легенды тех, кто знал рецептуру «крепкого замеса», что гарантировал жизнедеятельность театра на годы вперед. БЛАГОДАРНЫЙ ИМ ЗА ТО ПОКЛОН! Как сохранять баланс дорогих сердцу традиций, заложенных фундаторами, с диктатом сегодняшней реальности решать наследникам. Ответ на этот вопрос театр — юбиляр ищет в новых сценических версиях вечной классики (премьера юбилейного сезона «Турандот» Ю. Чайки и В. Гаркуши), в авторских балетных постановках ( премьера «Фокстрот 12 стульев» О. Николаева), в совместных проектах с городским театром кукол («Белоснежка», «Снежная королева»).

Последнее десятилетие театр возглавляет его генеральный директор Александр Шароваров. Сегодня он ключевая фигура. Деятельный менеджер делает ставку на демократический характер «искусства для немногих». Нынешняя зрительская аудитория отличается «разнотой» (пушкинское определение!) вкусов и запросов. Не считаться с этим очевидным фактом театр не может: основной доход приносят спектакли. Кроме того, театр — искусство контактное. (Великие Станиславский и Немирович-Данченко свой театр назвали «Общедоступным»). Он «здесь и сейчас». Однако, беспринципное желание «прогнуться» под мнение публики грозит потерей творческого лица. Поиск разумного компромисса в отношениях с различными зрительскими категориями — постоянная забота управленческой команды театра. Конкретные ее проявления: прицельный адресный репертуар, расширение жанрового диапазона спектаклей, привлечение современных сценических технологий.

По негласной традиции кончать следует здравицей в адрес юбиляра. Останавливает суеверное отношение к цифре 40. Хотя аналогии тут искусственны. Юбилей театра не только праздник. Он — повод для того, чтобы вспомнить, задуматься, подвести некий итог и наметить дальнейшие цели, поступки, события.

Добавить комментарий