Один день из жизни прима-балерины

balerina

Строгая диета, травмы и многочасовые репетиции — это лишь малая толика того, что приходится испытать балерине ради грации, красоты и высокого искусства.

Но не видит для себя другого пути Елена Печенюк, прима-балерина Днепропетровского академического театра оперы и балета. Всю себя без остатка она отдаёт работе. Сидя со мной в гримёрной, Елена рассказывает о буднях и праздниках своей ни с чем не сравнимой профессии.


Талант, умноженный на труд.

Сегодня у Лены не очень напряжённый график — спектакля нет, с утра только репетиция. Воспользовавшись моментом, я напросилась в гости. Терпеливо дожидаюсь, пока танцовщица отработает свой урок — наблюдаю и еще раз удивляюсь упорству и трудолюбию девушки. Наконец, она выходит из зала и, сменив пуанты на тёплые носки, может спокойно, не отвлекаясь, провести экскурсию по лабиринтам своей нелегкой профессии.

— Моя мама отдала себя гимнастике, потому, наверное, неудивительно, что с четырёх лет я тоже занималась этим видом спорта, — рассказывает Елена. — Но однажды, случайно попав на балет, уже больше ни о чём думать не могла. Мне было 6 лет, когда я поступила в хореографическую школу при Днепропетровском академическом театре оперы и балета, и этот выбор я сделала сама. Если многие занимаются из-под палки, то я бежала на уроки с удовольствием. Не помню случая, когда не хотелось на репетицию. Особых целей тогда перед собой не ставила, может, потому и получалось у меня всё легче, чем у остальных.

Первое выступление на большой сцене Елена помнит хорошо. Это был балет Гертеля «Напрасная осторожность». Юная артистка тогда станцевала соло селянки и получила всеобщее признание, а также театральную премию «Надежда Сичеславны-97».

— Я, конечно же, волновалась и переживала, но по-своему, по-детски, но не настолько, чтобы это мешало мне вдохновенно танцевать, получать от танца огромное удовольствие и делиться этими чувствами и эмоциями со зрителем, — вспоминает дебют на сцене Лена. — Вот и весь секрет успеха.

Уже тогда педагоги в один голос твердили о безусловном таланте девушки, ярко выраженном артистизме и таких необходимых для большой сцены лидерских качествах. Юная танцовщица их надежды оправдала, и уже в 11 лет девочку начинают вводить в главные партии балетного репертуара. А в 14 лет она дебютирует в роли Лизы в «Напрасной осторожности». Позже Елена исполнила партию Авроры в «Спящей красавице». Потом в её жизни была Жизель, а затем Джульетта. После окончания балетной школы в Днепропетровске юная балерина училась в балетной академии им. Джона Кранко в Штутгарте (Германия), после чего вернулась в родной город и продолжила карьеру на давно знакомой сцене.

Сегодня она всё так же востребована и всё так же влюблена в танец, и готова самоотверженно работать, оттачивая мастерство. А подтверждением того, что самоотдача и погружение в профессию приносит успех, является звание лауреата премии им. В. Я. Писарева Национального сообщества театральных деятелей Украины, полученное балериной в 2012 году.

Гибкость и лёгкость.

На самом деле, стать успешной, известной балериной не так просто, как рассказывать об этом. Помимо таланта артиста, который должен проявиться ещё в детстве, и огромного ежедневного труда, нужно обладать определенными физическими данными. Немаловажную роль в этом играет выворотность ног (способность развернуть ноги-бедра, голени и стопы внутренней стороной наружу), состояние стоп (в том числе подъёма), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок, пропорции (в танцах предпочтительнее обладать относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными руками и ногами, причем само туловище должно быть сравнительно коротким), рост и вес. А поскольку каждый человек развивается индивидуально, то, даже имея изначально хорошие показатели, нет гарантий, что девушка сохранит их во взрослом возрасте.

Лена из тех счастливиц, которым повезло, хотя девушка не скрывает, что в отрочестве и ей приходилось усиленно бороться с лишним весом, но это в прошлом.

Сейчас Елену легко можно принять за подростка — рост 1,63, хрупкая — нет и 50 килограммов, с большими добрыми глазами. Встретив её на улице без грима и сценического пафоса, не сразу угадаешь, какими она обладает артистизмом и способностью подарить зрителю незабываемые эмоции, как может очаровать весь зал своим образом и грацией движений.

За спектакль теряешь около 2 килограммов.

Если ты прима то ответственность на сцене несёшь не только за своё выступление, но и за тех, кто танцует с тобой рядом. Поэтому без сильного характера и эмоциональной устойчивости здесь не обойтись. Недаром при отборе детей в балетные школы учитывают темперамент. Наиболее подходящим для этого вида искусства считается сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный человек. Лена как раз такая.

— Я спокойная, но активная, — характеризует себя девушка. — Когда я дома, выполняю множество дел, но без суеты и благодаря этому всё успеваю. А на сцене выкладываюсь на сто процентов. После каждого спектакля теряю по два килограмма. Сказывается не столько физическая, сколько эмоциональная нагрузка. Заметила, что чем старше и опытнее становлюсь, тем больше волнуюсь во время спектаклей, ведь уже знаю, где сделала ошибку. Есть множество моментов, на которые раньше не обратила бы внимания из-за детской беспечности, сейчас всё по-другому.

График балерины расписан почасово — репетиция, отдых, репетиция. Если задействована в разных спектаклях, репетиций больше.

— Получается, что мы отдыхаем на гастролях, — делится Елена. — Ведь дома танцуешь сразу в нескольких спектаклях — танцы разные, техника каждого отличается, движения не похожи, мышцы напрягаются больше. А когда везёшь постановку в другой город, там, как правило, спектакль один, хорошо отработанный и, соответственно, намного легче танцевать.

Выходной в понедельник.

Свободного времени у балерин не так много, как хотелось бы. Да и профессиональный век у танцовщиц короткий — 36 лет исполнилось и уже на пенсию.

— Вот мне сейчас 26, еще лет 10 и всё — надо искать себя в чём-то ином, — сетует Лена. — А мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Конечно, можно стать педагогом, но это уже другое. Поэтому мы используем своё время максимально продуктивно. У нас даже выходной в понедельник — когда у обычных людей трудовая неделя начинается. На самом деле, нет времени даже на общение. Дружим в основном труппой, с теми, с кем выступаем. Да и после изнурительных репетиций или спектакля лучший отдых — просто лечь на диван и ни о чём не думать.

Послужной список… травм

Если в репетиционном зале и на сцене балерина танцует на пуантах, то потом ныряет в тёплые шерстяные носки. Ведь мышцы очень чувствительны к перепадам температур и нагрузок, поэтому ноги танцовщицы держат в тепле. После напряжённых репетиций необходимо посетить массажиста, который следит за состоянием мышц балерин. Но, несмотря на все предосторожности, невозможно представить хорошую танцовщицу без набора травм и хронических «профессиональных болячек».

— Это как спорт, организм очень быстро изнашивается, — открывает подводные камни профессии Лена. — У каждой из нас есть «послужной список» растяжений, ушибов, неудачных падений, которые рано или поздно дают о себе знать. Ведь нагрузка не прекращается, а для того, чтобы организм пришел в норму после травмы, нужно время. Так к 40 годам набирается приличный перечень проблем со здоровьем, у кого-то даже раньше.

Тяжело в таком рабочем темпе наладить и личную жизнь. В основном молодые люди женятся в перерывах между спектаклями и репетициями. Становятся партнёрами не только на сцене, но и в жизни. Так было и с Еленой. Со своим будущим мужем она познакомилась в театре, вместе танцевали. Сейчас молодые люди уже имеют сына, причём успели его родить и воспитывают тоже в перерывах между выступлениями.

— В нашей профессии важно всегда находиться в форме, поэтому мало кто может позволить себе длительный декрет. Я на третьем месяце еще танцевала, а спустя 30 дней после родов вернулась к репетициям. Еще через месяц танцевала партию в спектакле. Не могу сказать, что входить в форму было легко, ведь мышцы, не получая нужных нагрузок, становятся менее эластичными. Вот и приходилось танцевать с сыном на руках, постепенно увеличивая нагрузки.

— Но мне нравится моя профессия, я ею живу, я люблю дело, которым занимаюсь. Она воспитывает выносливость и характер, правда, рано заставляет взрослеть и отвечать за свои действия, но в этом есть и свои плюсы. Если бы можно было вернуть время назад, ничего в своей жизни я бы не изменила. Хотя своего сына в балет отдавать не буду, предоставлю ему свободу выбора, как в своё время мои родители поступили со мной.

Советы от примы.
Как всегда хорошо выглядеть:

1. Не игнорируйте физические нагрузки. Причём это необязательно тренажёрный зал. Можно просто каждый вечер устраивать себе 30-минутную прогулку пешком.
2. Следите за питанием. Кушайте все продукты, кроме откровенно вредных, но маленькими порциями. Не сочетайте белки и углеводы, употребляйте много зелени и овощей.
3. Пейте больше воды.

Автор: Анелия Сергиенко

Добавить комментарий