Послевкусие праздника

 

События такого масштаба, как юбилей художественного руководителя театра, случаются нечасто. Как, впрочем, и бенефисы, приуроченные к подобным датам. И они просто обречены становиться выдающимся событием в театральной жизни нашей провинции. Не стал исключением и бенефис Олега Николаева, состоявшийся в прошлое воскресенье.

Сразу оговорюсь, что по ряду причин не принадлежу к пылким поклонникам этого одаренного хореографа. Однако охотно признаю, что его творческие эксперименты на сцене нашего оперного немало способствовали  повышению посещаемости театра. Как не могу не признать и тот факт, что поклонники классического балета большинство спектаклей Николаева воспринимают весьма скептически и побаиваются, что, если сохранится нынешняя тенденция к увеличению их количества в афише, наша труппа совсем разучится танцевать классику.

Но все же это слишком неординарное событие, чтобы оставлять его без комментариев. Поэтому, выдержав паузу, чтобы дать немного остыть эмоциям даже самых восторженных почитателей бенефицианта, я все же обнародую свои заметки по поводу увиденного.

Этот бенефис выгодно отличался от других виденных мною подобных мероприятий прежде всего тем, что, помимо праздничного концерта, к нему была приурочена и фотовыставка в фойе театра. Первую её часть, состоявшую из архивных черно-белых фото, посвященную Николаеву-танцовщику, зрители успели как следует рассмотреть, поскольку она появилась в фойе уже на «Ночи перед Рождеством». А вот вторая, состоявшая из фото из спектаклей, поставленных Николаевым, появилась уже непосредственно в вечер бенефиса. И, к большому разочарованию многих зрителей, специально поспешивших после концерта в фойе, чтобы еще раз посмотреть фото, выставку поторопились убрать сразу после антракта. А как же: ведь именно в этот вечер в храм искусства заезжала очередная ярмарка. Конечно, большинство представленных фото из постановок Николаева доступны для всеобщего обозрения на сайте театра. Но изображение на мониторе и выставка, да еще на фоне свежих впечатлений после концерта, – вещи совершенно разные. Не каждый сезон в театре случаются бенефисы! Ради такого случая торгующая братия могла бы и обождать полчасика!

Конечно, в первую очередь меня интересовало первое отделение концерта, с оставленное из номеров из спектаклей, в которых Николаеву довелось выступать как танцовщику. Сам бенефициант весь концерт провел на сцене, делясь воспоминаниями и даже пытаясь тряхнуть стариной, поучаствовав в танцах. К слову, выглядит он гораздо стройнее некоторых нынешних солистов балета! Мой слух слегка царапнуло пренебрежительное упоминание Сашки Соколова в одной из рассказанных историй, напомнившее о давнем конфликте этих театральных деятелей. И ещё очень странно прозвучали слова о  том, что «Лесную песню», в которой юбиляр дебютировал на нашей сцене, зрителям не покажут, – дескать, и костюмов нет, и текст позабыли. Многие зрители помнят дуэт из этого балета в исполнении Марии Лоленко и Евгения Кучвара в одном из концертов. Тогда ведь вспомнили? А к костюмам, кочуюшим из одного спектакля в другой, нашей публике не привыкать. Ведь с «Легендой о любви» и «Дон Жуаном» в тот же вечер как-то выкрутились, что-то скомбинировали…

Перейдем к собственно танцам. Вставное па-де-де из первого акта «Жизели» в исполнении Алины Коваль и Сергея Бадалова, в котором партнёр, к сожалению, не сумел блеснуть ни лёгкостью, ни надёжностью, смотрелось тяжеловато и меня совсем не впечатлило. Дуэт Визиря и Мехмене Бану из «Легенды о любви», увы, тоже. Я очень люблю этот балет и мечтаю о его возвращении на нашу сцену, но Екатерина Шмигельская и Александр Зомбо меня совершенно не зацепили. Слишком сыро, и от этого по-ученически старательно и пусто. К тому же, увы, уровень партнера не позволял продемонстрировать публике сложные поддержки, пришлось упрощать.

Но зато темпераментный Е. Кучвар очень эффектно исполнил фрагмент из балета «Барышня и хулиган», доказав, что в театре не перевелись яркие и техничные танцовщики.

Не выглядел идеально отрепетированным и вальс из «Шопенианы» в исполнении Елены Салтыковой и Евгения Кучвара. За 4 репетиции это попросту невозможно, тем более что они никогда раньше его не танцевали. Однако сам номер мне понравился, – была в нём какая-то чарующая мягкость, гармоничность, одухотворенность. Поэтому смело могу назвать этот дуэт многообещающим. Но поскольку в репертуаре театра «Шопенианы» нет и не предвидится, вряд ли это многообещающее начало имеет перспективы для дальнейшего развития. Хотелось бы надеяться, что нам дадут возможность увидеть этот номер еще хотя бы однажды на предстоящем юбилее театра. Иначе будет очень жаль усилий, потраченных на его разучивание.

В адажио из балета «Тысяча и одна ночь» Екатерина Шмигельская и Алексей Чорич ничем особенным не удивили. Дуэт Фригии (Елена Печенюк, которой в этот раз удалось создать очень проникновенный образ) и Спартака (А. Чорич, как обычно, показавший себя надёжным партнёром) было приятно посмотреть хотя бы потому, что этот балет давно исчез из репертуара. А вот адажио из 3 акта «Дон Кихота», которого нам тоже нечасто случается видеть на сцене, совершенно не порадовало. На попытки Дмитрия Омельченко изобразить Базиля я могу смотреть только с закрытыми глазами. И дело даже не в технике и форме танцовщика, о которых уже столько говорилось. Ну не может Базиль быть таким безнадёжным флегматиком! О фрагменте из балета «Дон Жуан», исполненном Еленой Галушкой и Евгением Даньковым-Белянским, я судить не берусь, поскольку этот балет мне знаком лишь по нескольким фото из театрального архива.

Зато на прощальном дуэте Ольги и Штрауса из балета «Большой вальс» хочу остановиться особо. Этот яркий, весёлый и очень обаятельный балет всегда собирал полные залы. И это единственный спектакль, в котором мне довелось увидеть самого Николаева. В партии Ольги Смирницкой меня всегда восхищала О. Загуменникова, светлая ей память. На бенефисе же станцевали опытнейший Юрий Войников и Мария Лоленко, для которой это была премьера. И эти двое заставили меня затаить дыхание, настолько искренним и нежным получился их дуэт! Браво!

Это был для меня, пожалуй, самый светлый эпизод вечера.

После антракта вниманию публики были предложены фрагменты из постановок Олега Николаева. Почти все они присутствуют в репертуаре театра или были в афише относительно недавно, поэтому я не стану подробно останавливаться на каждом номере. Отмечу лишь, что все они,  на мой взгляд, лучше смотрятся в контексте спектакля. Пока нашему худруку не удалось поставить ни одного по-настоящему эффектного соло или дуэта, которые могли бы тягаться с шедеврами вроде гран-па из «Дон Кихота» или адажио из «Лебединого озера». По крайней мере, в этот раз нам их не показали. Хотя на роль такого эффектного номера мог бы претендовать, например, выход княжича из 2 акта «Княгини Ольги» или зажигательный гопак из «Ночи перед Рождеством». Но мы увидели сцену крещения, которую часто видим и в других концертах (сам балет в последний раз шел ещё в начале прошлого сезона), правда, в несколько упрощённом виде, – воины не поднимали Ольгу на положенных плашмя копьях, как это было в спектакле.

Ну и, наконец, какой же бенефис без поздравлений? Признаться, для меня это самая пугающая часть подобных мероприятий. Столько раз приходилось скучать, наблюдая бесконечную череду однообразных выходов на сцену делегаций с неизменными букетами и приветственными адресами, невыносимо растягивающих окончание праздничного концерта. Однако в этот раз обошлось. Большую часть поздравлений публика увидела в формате видео на большом экране, позаимствованном для такого случая из декораций «Корсара». Вполне возможно, потому, что из Оренбурга и прочих российских провинций, откуда были эти поздравления, до Днепропетровска очень не близко. Скажу также, что и названия театров, и большинство героев этих видеопоздравлений оказались мне совершенно не знакомы. Думаю, и большинству зрителей тоже, вряд ли кто-то в  Днепропетровске пристально следит за театральной жизнью России за пределами Москвы и Питера. Однако во многих из нас еще сильны совковые комплексы, заставляющие считать, что все, что из России, лучше и талантливее. Боюсь, такая подборка поздравлений апеллировала именно к этой темной стороне зрительского подсознания. Мол, раз бенефициант так востребован в России, то Днепропетровску несказанно повезло, что он избрал наш оперный театр местом для реализации своих творческих проектов.

Поскольку на меня подобный примитивный гипноз не действует, позволю себе ещё немного поворчать. В наших нынешних реалиях меня просто не могло не покоробить, что поздравляли Николаева исключительно представители соседнего государства. Не прозвучало ни одного приветствия от других оперных театров Украины, от деятелей украинской культуры (и от министерства, ею руководящего, кстати, тоже). И хотя в зале были замечены артисты театра им. Горького, театра КВН, на сцену с поздравлениями никто из них не вышел. Видимо, калибр не тот на фоне российских театра-кабаре «Летучая мышь» и театра Луны… Конечно, настоящее искусство не имеет границ, но всё же…

Видеоклип с Басковым, поверх которого наши театральные умельцы наложили свою фонограмму, как по мне, был бы куда более уместен где-нибудь на корпоративе или в узком семейном кругу. Из зала академического театра эти дешевые штучки выглядят пошловато. А вот дуэт солистов оперы Александра Сергеева и Владимира Гудзя, обещавших сразить публику фуэтой, как только Николаев возьмёт их в балет, получился очень комичным и немало позабавил и зрителей, и оркестр с дирижёром.

Апофеозом же вечера теоретически должна была стать официальная часть, а точнее, пародия на оную. На сцену вышел неуклюжий дядя, представленный как заместитель начальника управления культуры, в сопровождении заместителя директора театра с букетом, чтобы вручить виновнику торжества медаль за заслуги перед регионом, изобретённую как раз для подобных случаев, которую еще и умудрился при этом уронить. И это, господа, финал. И более чем красноречивая иллюстрация отношения городских и областных властей к оперному театру. Подозреваю, что на юбилеях худруков Львовской или Одесской, а до недавнего времени и Донецкой оперы на сцену выходят не чинуши из управления культуры, а первые лица города и области, подчёркивая тем самым высокий статус театра, его значение для региона… Мне сразу вспомнилась аналогичная ситуация на бенефисе народной артистки Советского Союза Нонны Суржиной. Тогда бенефициантка при виде, кажется, начальника управления культуры с букетом не постеснялась во всеуслышанье вопросить со сцены, почему это мер города позволил себе проигнорировать бенефис единственной в регионе народной артистки союза. Вопрос остался без ответа. Выводов не последовало.

Правда, сейчас нашему уже экс-меру и вовсе не до театра. Обживается в новом статусе народного депутата. Впрочем, он и до этого театр своим вниманием не жаловал. Но ведь есть и.о. мера, заместители, а ещё губернатор, председатель облсовета и целый штат их заместителей, которых хватит, чтобы охватить десяток бенефисов (правда, в театре этих официальных лиц видели еще в бытность губернатором Юрия Еханурова, который и сам театром интересовался, и подчинённых приобщал), а также протокольный отдел, обязанный следить, чтобы власть предержащие или их представители  пристойно выглядели на подробных мероприятиях. Некрасиво получается! Нельзя так явно демонстрировать пренебрежение к единственному в регионе оперному театру, и никакая война, сложная экономическая ситуация, загруженность и т.д. и т.п. тут не оправдание! Надеюсь, на грядущем торжественном концерте по случаю 40-летия театра подобное безобразие не повторится. Иначе это будет уже финиш. Более красноречивое подтверждение плачевных перспектив Днепропетровского академического театра оперы и балета сложно даже представить!

Автор: Ворчун

Добавить комментарий