Концерт академического симфонического оркестра

14.03.15

В ПРОГРАММЕ:
Н. Римский-Корсаков – Симфоническая сюита «Шахерезада» ор.35
М. Мусоргский – «Картинки с выставки» (оркестровка Мориса Равеля)

Дирижёр — ИВАН ЧЕРЕДНИЧЕНКО, лауреат международного конкурса

Днепропетровский академический симфонический оркестр насчитывает много славных страниц творческого сотрудничества с выдающимися музыкантами современности: Эмилем Гиллельсом, Леонидом Коганом, Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером, Наталией Гутман, Львом Обориным, Андреем Петровым, Яковом Заком, Станиславом Нейгаузом, Богодаром Которовичем. На протяжении длительного времени творческие отношения связывали этот коллектив с известными композиторами: Л. Ревуцким, Б. Лятошинским, А. Штогаренко, Г. Майбородою, А. Хачатуряном, Т. Хренниковым. За дирижёрским пультом оркестра стояли композиторы: Рейнгольд Глиер, Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Отар Тактакишвили и выдающиеся дирижеры Александр Гаук, Юрий Файер, Натан Рахлин, Карл Элиасберг, Анатолий Климов. Целый ряд международных фестивалей, в которых принимал участие Днепропетровский симфонический, показал, что оркестр готов достойно представлять украинское искусство на мировом уровне.

Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. Однако в дальнейшем он предпочитал сочинять программные одночастные и циклические произведения, а также произведения на народные темы. Программность была ближе его музыкальному мышлению, чем традиционный симфонический цикл. Она определила и основные жанры симфонического творчества композитора: увертюра, фантазия, картина, сюита. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы и народного быта, что определило картинный, эпический характер симфонизма Римского-Корсакова. Большинство сочинений написано в 60-е и 80-е годы XIX века. В русской музыке композитор создал новый жанр — симфоническую сказку.Симфоническая сюита «Шахерезада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами.

Картинки с выставки — один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке. Великий французский композитор Морис Равель сделал великолепное переложение этой музыки для симфонического оркестра. По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана. Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль». Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом. В 1874 году была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом. Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам. Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка». Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной.

Добавить комментарий