Сказки много не бывает

shelkunchik

Свершилось! Администрация театра, вняв наконец бесконечным стенаниям театралов, поставила в репертуар «Щелкунчик», точнее, целых два «Щелкунчика» – адаптированный одноактный детский вариант днём и полноценный вечерний двухактный спектакль. Причём оба – в сопровождении живого оркестра. Да ещё и с разными составами исполнителей главных партий. Чтобы уж точно все остались довольны.

Разумеется, у меня не осталось другого выхода, кроме как воспользоваться случаем и посетить оба эти спектакля.

Скажу сразу, что мои критерии оценки «Щелкунчика» очень просты, но при этом весьма субъективны. Мне всего лишь необходимо, чтобы меня заставили поверить в чудо, в реальность происходящего на сцене. Если у исполнителей это получилось, значит, спектакль удался. Забегая вперед, признаюсь, что в этот раз именно так и случилось.

Но обо всём по порядку. В этот раз, уже традиционно, тоже не обошлось без сюрпризов в составах. Чуть ли не перед самым началом дневного спектакля (билетеры уже даже успели отметить программки) Евгений Даньков-Белянский, заявленный на партию Принца, был внезапно разжалован в Короля мышей, а Принца доверили Евгению Кучвару. Чем вызвана такая скоропалительная замена, я не знаю, но на пользу спектаклю она вряд ли пошла. Конечно, Е. Кучвар с его статью, осанкой, длинными ногами и отличной формой – просто мечта балетомана – отлично смотрится в классических спектаклях. Но вот в дуэтах с Машей, которую станцевала очаровательная Алина Коваль, порой чувствовалось, что партнёрам не вполне комфортно работать, мешает сильная разница в росте. Эти нюансы вполне можно было бы сгладить, если бы у танцовщиков была возможность нормально отрепетировать спектакль.

Алина Коваль в этот раз танцевала и маленькую Машу, и Машу-принцессу. И мне очень приятно констатировать, что балерина оказалась одинаково убедительна в обеих партиях. Образы получились очень яркими, искренними и гармоничными. Её Маша-принцесса сохраняет свою живость и непосредственность, которые в новом, взрослом образе дополняются ещё и восторженностью первой влюбленности. Хороши были позировки, очень эффектно смотрелось фуэте, исполненное в нарочито замедленном темпе, с красивым акцентом на открывающуюся на 90 градусов в сторону рабочую ногу. Балерина буквально купалась в танце, радуясь каждому мгновению на сцене.

Спектакль настолько завораживал, что настроение мне не испортили ни неизбежные в детском утреннике купюры, ни неугомонный мелкий почемучка за спиной, доставший своей болтовней половину партера.

В вечернем спектакле тоже не обошлось без изменений в составе и тоже на партию Принца. Вместо Дмитрия Омельченко станцевал Алексей Чорич. Учитывая его постоянную занятость в спектаклях в последние недели (Вакула, Премьер, Альфред, вставное па-де-де в «Жизели», Бендер, «Фестиваль цветов в Дженцано» и юноша в белом в «Дегаже», Али), я могу только от души поаплодировать его выносливости и неиссякаемому творческому энтузиазму.

Главную женскую партию в вечернем спектакле разделили Алина Коваль (маленькая Маша) и Елена Печенюк (Маша-Принцесса). Разумеется, эволюция образа в этом случае получилась куда более выраженной, ведь у балерин совершенно разная манера исполнения и темперамент. Живую и непосредственную девочку на сцене сменила нежная, влюбленная и бесконечно счастливая девушка. Танец Е. Печенюк воспринимался как жизнеутверждающий гимн любви, способной сотворить чудо, увидеть внутреннюю красоту человеческой души. Лёгкость, кажущаяся безусильность и грациозность каждого движения создавали неповторимую гармонию. И стремительный темп её фуэте был словно воплощением радости и торжества доброго и светлого начала.

В дневном спектакле были купированы танец снежинок и вальс. Вечером же ряды снежинок смотрелись гораздо стройнее, чем в прошлый раз, но, увы, грохот опять стоял такой, словно это не невесомый снег кружился над сценой, а глыбы мрамора на неё роняли.

В первом акте снова очень порадовала Коломбина в исполнении Елены Галушки. Глядя на уверенное исполнение ею этой небольшой партии, мне вдруг захотелось увидеть её в «Спящей красавице», думаю, ей отлично подойдёт партия феи в розовом (номенклатура этих фей страшно запутана, поэтому будем ориентироваться по цветам костюмов) из пролога. А в чуть более отдаленной перспективе – и Миртой в «Жизели». У нас ведь всего одна исполнительница этой партии, нужно думать о дублёрше. И активнее продвигать талантливую молодёжь, а то иные уж по пять сезонов числятся в перспективных. Так и до пенсии досидят, балетный век недолог, к сожалению.

Разочарованием стал для меня выход Евгения Данькова-Белянского как в партии Короля мышей, так и в испанском танце. Казалось, что артист отбывает тяжкую повинность, обе партии были исполнены формально, без энтузиазма. Возможно, сказалась неожиданное изменение в составе, а возможно, именно эта инертность танцовщика и была его причиной. В партии второго плана тоже нужно вкладывать душу.

Отмечу также дебют в па-де-труа молодой балерины Алёны Гупаловой, для которой это была первая сольная партия на нашей сцене. Некоторые шероховатости исполнения вполне оправдываются неизбежным дебютным волнением. К сожалению, из-за разницы в росте балерин весь ансамбль не выглядел гармоничным.

В целом же день «Щелкунчика» в театре удался! Браво нашим очаровательным балеринам за подаренную сказку!

 

Автор: Ворчун

Добавить комментарий