Трамваи

1941

В воскресенье, 22 июня, когда еще покоилось город, из ворот трамвайных парков, словно розбуркуючы утреннюю тишину, выезжал на сонные улицы звонкий трамвай. Где-то далеко на границе взорвались первые фашистские бомбы, черная стая вражеских самолетов сбрасывала смертоносный груз на города и села Украины.

Началась Великая Отечественная война. Водители, ремонтники пошли на фронт. Газета «За образцовый трамвай» писала: «Со всех концов ны идут вести о неслыханном патриотизм советского народа. Десятки, сотни тысяч сынов и дочерей Родины в своих письмах в военкоматы просят принять их в ряды бойцов, которые ведут справедливую войну, которую только знало человечество. Наш коллектив трамвайщиков может также гордиться тем, что в его рядах немало пламенных советских патриотов, для которых защита Отечества — дороже собственной жизни «.

Молодая работница вагоносборочного цеха Телатникова, диспетчер Иванилов, слесарь Зубовник, кондукторы Кириченко, Шило, Стеценко, Серьга и многие другие подали заявления в военкомат с просьбой немедленно отправить их на фронт в качестве бойцов и медсестер.

20 августа прекратился трамвайное движение. Через пять дней в город ворвались немцы.

1942

Полностью демонтированы трамвайные рельсы и контактный провод на маршруте № 11, частично — на маршрутах № 6, 9. Благодаря этому исправлено путь и электросеть и открыто движение на маршрутах № 1, 4, 7, 8.

Директором трамвайного треста был Эдуард Константинович Релих. Хорошо владея немецким языком, ему удалось добиться от оккупационного командования разрешения на отсрочку от вывоза в Германию трамвайщиков. Это обстоятельство несколько облегчила его дальнейшую судьбу.

Трамвайщиков, которые отказывались работать или выполняли свою работу нестарание, немцы вывозили до железнодорожного моста и там расстреливали. Фамилии погибших и место их захоронения не установлено.

1943

Весной открыто движение на маршрутах № 3, 5. Трамвай работал с 5 часов утра до 10 часов вечера.
Во время боев за Днепропетровск был полностью разрушен более 20 километров трамвайных путей, демонтировано 72 километров контактной сети, уничтожено 9 моторных и 10 прицепных побегов.
На время освобождения города 25 октября осталось полуразрушенных 37 моторных и 38 прицепных Мытищинского вагонов, 36 моторных и 27 прицепных николаевских вагонов, 12 моторных и 22 прицепных киевских вагоны, 7 моторных и 6 прицепных усть-катавських вагонов.
Согласно приказу № 1 от 1 ноября 1943 года на предприятии объявлен строгий военную дисциплину.
За две недели трамвайщики в невероятно сложных условиях восстановили 12 километров контактного провода, пустили в ход две тяговые подстанции, организовали выпуск вагонов на маршруте № 1, которые до этого лежали перевернутые в депо и на линии.
В приказе № 6 сказано: «Начать нормальную эксплуатацию первого маршрута, открыв движение вагонов с 12 ноября 1943».
В ноябре — декабре велись восстановительные работы на маршрутах № 2, 4, 7, 8, 10 Отремонтировано 19 моторных и 22 прицепных вагонов.
Директором трамвая назначен подполковник тяги Степана Степановича Герасименко.

1944

1 марта открыт маршрут № 2 — «Заводы — Пуш-конский проспект — горсовет»; 21 мая — маршрут № 4 — «Диспетчерская (угол проспекта К. Маркса и ул. Шмидта) — ул. К. Либкнехта «.
14 октября в Амур-Нижнеднепровский восстановлено движение маршрута № 6 — от железнодорожного моста до райсовета АНД. Курсировало два поезда, которые уцелели и остались на левом берегу еще до высадки моста. Из-за большого изношенность подвижного состава, пути, контактной сети, а также отсутствие тяговой подстанции, движение на этом участке остановлено в конце 1945 года. Отремонтировано 40 моторных и 28 прицепных вагонов, 60 километров трамвайных путей и столько же контактной сети. Из-за отсутствия медной проволоки применяли железный. Починили 3 тяговые подстанции общей мощностью 5600 кВт. С трамвайного депо № 2 выходили вагоны на 1, 2, 4 маршрута.
Депо № 1 пока лежало в руинах. Во время оккупации там ремонтировали немецкие танки. Освобождая Днепропетровск, Советская Армия нанесла этому объекту сокрушительные удары, уничтожив его почти полностью.
Городская власть принимает решение о предоставлении конкретной помощи трамвайном треста. К промышленным предприятиям доведено задание по изготовлению рессор, тормозных колодок и других запасных частей, а также. выделение материалов и механизмов. Несмотря на трудности, возникавшие на каждом шагу, делали все, чтобы как можно быстрее пустить движение на городских маршрутах.
Директором треста вновь назначен подполковник тяги Михаил Александрович Соломенная.

1945

Год долгожданной победы над врагом.
С энтузиазмом трудятся электротранспортных на восстановлении своего предприятия. Ремонтируют подвижной состав, путевое хозяйство, контактную сеть, сводят с руин депо.
Им помогают трудящиеся завода имени Бабушкина, вагоноремонтного завода Имени Кирова и других.
В июле восстановлено движение вагонов на узкоколейном маршруте № 7. С 185 вагонов отремонтировано 88.

1946

Тяжелыми были первые послевоенные годы. Город поднимался из руин. Все силы были брошены на то, чтобы быстрее восстановить заводы, фабрики, построить жилье, магазины, больницы, школы.
У каждого коллектива было свое большое, ответственное задание.
Трамвайщиков надо было восстановить истерзанную путь и контактную сеть, ремонтировать подвижной состав и восстанавливать разрушенные депо, заботиться о бытовых условиях, обучать кадры. Работает лишь второе трамвайное депо. Поезда второго и седьмого маршрутов ходят по узкой колее. На линию выходит только 50 вагонов. За год ими перевезено около 40000000 пассажиров.
Директором трамвая назначен полковник тяги Федор Иванович Кузьмин.

1947

Коллектив работает в невероятно сложных обстоятельствах — нет запчастей, инструмента, холод в помещениях, нехватка квалифицированных рабочих. К тому же — неурожай. Голодно, трудно, но в каждой бригаде есть нестерпимое желание — как можно быстрее преодолеть трудности.
На проспекте К. Маркса ведутся работы по сооружению первой в городе троллейбусной линии. Ставят опоры, натягивают контактный провод от хлебозавода до улицы Баррикадной.
На территории первого трамвайного депо выделили помещение для ремонта и осмотра троллейбусов.
В Харьков направлена ​​группа работников для овладения профессиями, связанными с ремонтом и эксплуатацией троллейбусов. При управлении днепропетровского трамвая создан троллейбусную службу.
7 ноября, после праздничной демонстрации, в Днепропетровске пущен первый троллейбус. Четыре машины курсировало от хлебозавода до ул. Баррикадной.
Директором трамвая назначен полковник тяги Василий Васильевич Олейник.

1948

В этом году построена новая троллейбусная линия от горисполкома в парк им. Т. Шевченко. Теперь троллейбусы курсируют от вокзала до парка — это второй троллейбусный маршрут. Поступили первые восемь машин отечественного производства МТБ-82. Пополняется подвижным составом и трамвайный парк. С депо выходят на линию 72 вагона. За год ими перевезено 56000000 пассажиров.

Продолжаются работы по восстановлению первого трамвайного депо. Упорядочивается, как говорят, становится на ноги служба электрохозяйства. Три подстанции, работу которых восстановлено, маломощные. С открытием троллейбусного движения, увеличением количества на линии трамвайных вагонов возникает необходимость в увеличении мощности действующих подстанций, строительстве новых.

1949

Запущена первая трамвайное депо. Возобновлено движение на шестом и девятом маршрутах. На железнодорожных платформах на левый берег Днепра отправлено дна гансивськи и три Мытищинского поезда.
Поскольку трамвайного движения через железнодорожный мост пока не было, то трамваи ремонтировали и осматривали в АНД районе. У клуба завода имени Коминтерна была обзорная канава и небольшая мастерская.

Построена новая троллейбусная линия. Она пролегла от ул. Центральной в исполком АНД района за; Днепр по деревянному мосту.
С 1 сентября Управление трамвая переименован в Днепропетровское трамвайно-троллейбусное управление.

1950

С первого трамвайного депо выходят вагоны на первый, третий, четвертый, шестой, девятый маршруты ..
С другой трамвайного депо выходят вагоны на второй, седьмой, восьмой, десятый маршруты.
Ежедневно на маршруты выходило до 115 вагонов.
Горисполкомом, руководством трамвайно-троллейбусного управления уделялось большое внимание улучшению условий труда и отдыха электротранспортников. Решается вопрос строительства общежитий, столовой, выделения земли под индивидуальное жилищное строительство.

1951

Во все времена в днепропетровском трамвае трудились. люди, на которых, так сказать, держалось предприятие. Водители трамвая Квиташ, Шмелев, кондукторы Кравцова ,. Поводырь, слесари Головин, Педашенко, токарь Кафтан, монтер контактной сети Шендрик, водители троллейбуса Визер, Коваленко, Тищенко были образцом для всего коллектива.
Благодаря усилиям и настойчивости передовиков производства удалось годовой план пассажироперевозок по-трамвая выполнить на 104%, по троллейбусу — на 107%.
При подведении итогов социалистического соревнования трамвайно-троллейбусных предприятий Украины коллективу присуждено второе место и денежную премию в сумме 56 000 рублей.

1952

Подвижной состав пополнился 25 трамвайными вагонами, 3 троллейбусами, 2 автомобилями. Повышен мощность первой тяговой подстанции. Продолжались восстановительные работы на четвертой тяговой подстанции. Улучшались бытовые и производственные условия. Во втором депо заасфальтирована пол профилактория. Помещение кассы переоборудовали под общежитие. Открыто столовую в первом депо.
В том году активно велась работа по восстановлению-девятого трамвайного маршрута и удлинению второго маршрута до лакокрасочного завода. Предприятие приобрело сварочную машину и токарный станок.

За год трамваем было перевезено 103 миллиона 287 000 пассажиров, троллейбусом — 11779000.

1953

Запланированный на этот год объем работ по восстановлению девятого маршрута и удлинению второго маршрута был полностью выполнен.
Вступила в строй действующих пятая тяговая подстанция. Смонтировано телефонный коммутатор управления.
Шесть новых трамваев и восемь троллейбусов появилось на улицах нашего города. Коллективу управления передано помещение и территорию для детского оздоровительного лагеря.

1954

Расширяется, крепнет предприятие городского электротранспорта.
Парк подвижного состава насчитывает уже 239 трамвайных Багонив и 37 троллейбусных машин.
Продолжаются работы по восстановлению девятого трамвайного маршрута. На его восстановление горсовет выделил 150 000 рублей.
По Новомосковском шоссе (проспект им. Газеты «Правда») ведется строительство троллейбусной линии.
В конце года девять вагонов пополнили трамвайный парк и три машины — троллейбусный.
За год городским электротранспортом было перевезено более 140 000 000 пассажиров.

1955

Ежедневно на улицы и проспекты города выезжают 205 трамваев и 26 троллейбусов. В течение суток они перевозят 413 000 днепропетровцев. Протяженность трамвайных линий составляет 113 километров, троллейбусных — 18 километров.
На трамвайных маршрутах курсируют Мытищинского, киевские, николаевские, рижские, усть-катавськи вагоны.
Продолжаются работы по восстановлению девятого трамвайного и строительству третьего троллейбусного маршрутов. Открыто трамвайное движение через железнодорожный мост.

1956

В парки поступило новое пополнение — 16 трамвайных вагонов и 5 троллейбусных машин. Инвентарное количество подвижного состава составляет уже 255 вагонов и 42 машины. Эксплуатационная скорость трамваев и троллейбусов составляет более 14 километров в час. Открыто троллейбусный маршрут № 3 через железнодорожный мост на завод им. К. Либкнехта.
За год работниками службы движения было перевезено 160 000 000 пассажиров.
Ремонтники заняты своими повседневными делами. Они чинят вагоны и машины, ухаживают путевое хозяйство, контактную сеть.

1957

Новая троллейбусная линия связала самый рабочий район — Ленинский с парком культуры им. Т. Шевченко. Длина этой линии — 16 километров.
Троллейбусное депо пополнилось девятью машинами. Они появились на втором маршруте: вокзал — парк им. Т. Шевченко. После реконструкции возобновилось движение трамваев шестого маршрута: АНД район — площадь Д. Бедного.
Сдана в эксплуатацию трамвайная линия, которая проходит от ДЗМУ в лакокрасочного завода, длиной более 4 км.

Знаменательным событием в жизни коллектива был выход 2 августа первый номер многотиражной газеты «электротранспортников». Сдан в эксплуатацию новую троллейбусную линию по Новомосковском шоссе до поселка Новое Клочко.
Начальником трамвайно-троллейбусного управления назначен Франца Антоновича Граужиниса.

1958

Трудящиеся Днепропетровская получили хороший подарок: строители треста № 17 сдали в эксплуатацию новый трамвайный маршрут № 12. Длина новой линии — более 16 километров.
Вступила в строй действующих шестая тяговая подстанция.
Парк подвижного состава пополнился 15 трамваями и 4 троллейбусами.
Хорошо трудился в этом году коллектив ВРЗ. Годовой план выпуска валовой и товарной продукции выполнен 29 ноября. До конца года завод выдал сверх плана продукции на сумму 550 000 рублей. На ВРЗ было изготовлено 9 прицепных трамвайных вагонов.
В конце года в хозяйстве насчитывалось 299 трамвайных вагонов и 60 троллейбусных машин. Ими было перевезено 186 000 000 пассажиров.

1959

Группа электротранспортников справила новоселье в поселке Новое Клочко. На территории трамвайного депо № 1 построена новая столовая на 80 мест. Накануне октябрьских праздников открыт новый троллейбусный маршрут № 5, который пролегал от улицы Серова до ул. Парковой (ул. Титова).
За год на предприятии было построено 6 трамвайных вагонов. Еще 16 новых заводских вагонов и 11 машин появились на маршрутах городского электротранспорта. За год было перевезено 196 000 000 пассажиров.

1960

Большое внимание уделяется дальнейшему развитию городского электротранспорта. Так, только в этом году введено в эксплуатацию шестой и седьмой троллейбусные маршруты.
Открыто также три трамвайные маршруты: 5, 15, 16.
Трамвайный парк увеличился на 29 вагонов, троллейбусный — на 15 машин. За год было перевезено 206 000 000 пассажиров.
Принято решение о переводе горэлектротранспорта на работу без кондуктора. По первому троллейбусному маршруту курсировал троллейбус № 39, с которого началось безкондукторне обслуживания горожан, водителем был Василий Руденко.
Ежедневно на линию выходило 338 трамвайных вагонов и 72 троллейбусов.

1961

Вступило в строй троллейбусное депо в поселке Новое Клочко на 100 машин. Введены в эксплуатацию новые троллейбусные маршруты: кольцо «А» и кольцо «Б» общей протяженностью 32,7 километра.
В новом троллейбусном депо построено тяговую подстанцию.
Введен новый трамвайный маршрут № шестой. Он пролегает от райсовета АНД к площади Н. Островского.
Во втором трамвайном депо построены дополнительные тупики для 30 вагонов.

В троллейбусного депо поступило 10 новых машин. В том числе 6 машин типа ТР-8, 2 машины ЗиУ-5 и 2 машины МТБ-82.
В трамвайного парка поступило 22 вагона с Германской Демократической Республики и один моторный вагон — с Чехословацкий.
Сдан в эксплуатацию общежитие по ул. Холодильной.

1962

Получены 20 трамвайных вагонов с Германской Демократической Республики и 10 троллейбусов. Вступили в строй действующих седьмая и восьмая тяговые подстанции.
Электротранспортники включились во всенародное соревнование за успешное выполнение Программы коммунистического строительства, принятой ХХП съездом КПСС.
Высокие социалистические обязательства, которые взял на себя в этом году коллектив управления, были успешно выполнены.

1963

Большие и ответственные задачи поставлены перед электротранспортников. За год они должны перевезти 240000000 пассажиров. Ежедневный среднесуточный выпуск подвижного состава трамвая довести до 346 вагонов, а троллейбуса — до 71 машины.

Трамвайный парк пополнился 18 вагонами типа КТМ-2, троллейбусный — 12 новыми машинами.
Энергетическое хозяйство уже располагает 10 тяговых подстанций, их общая мощность составляет 28,2 тысячи кВт. Протяженность трамвайных маршрутов равна 142,6 километра, троллейбусных — 72,6 километра. Открыто троллейбусный маршрут № 5.

1964

Начались работы по сооружению третьего трамвайного депо.
Пополняется парк подвижного состава. Поступило 24 трамвайные вагоны и 32 троллейбусных машины типа ЗиУ-пятых Киев-2.
На балансе предприятия — 430 трамвайных вагонов и 130 троллейбусных машин.
Сдан в эксплуатацию общежитие по Запорожскому шоссе.

1965

Трамвайные и троллейбусные депо переведены на самостоятельный баланс со своими расчетными счетами. Реорганизована служба движения.
Водители и кондукторы переданы в депо. В функции службы движения входит контроль за регулярностью движения. Структурные изменения позволили улучшить техническое состояние подвижного состава, эксплуатацию его на линии.
На маршрутах и ​​в цехах ремонта подвижного состава, на подстанциях энергослужбы образцами коммунистического отношения к труду были передовики производства — воды П. Бурова, Г. Проказа, В. Кузнецов; слесари И. Педашенко, Д. Попов; электромонтеры И. Рыбчук, А. Шендрик и сотни других работников. На предприятии растет число ударников коммунистического труда.

За год получено 48 трамваев и 35 троллейбусов.

1966

За год нужно перевезти более 250 000 000 пассажиров. Среднесуточный выпуск вагонов на линию довести до 356 единиц.

Электротранспортники прилагали все усилия, чтобы справиться с этими задачами. За достигнутые успехи в развитии городского электротранспорта и улучшения обслуживания населения Президиум Верховного Совета СССР Указом от 20 декабря 1966 наградила орденами и медалями группу электротранспортников.

Среди награжденных: водители трамвая П. М. Бурова, Г. И, Чухи, слесарь И. Рунда, литейщик В. П. Кравец, кондуктор А. И. Зимовченко, главный инженер управления Ф. А. Граужинис, очередная подстанции Р . Г. Спицына, начальник трамвайного депо № 2 А. Д. Голуб.
Получены 34 трамвайные вагоны и 28 троллейбусов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>

<< ВЕРНУТЬСЯ И ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

.