Творец культуры

 

30 ноября в Днепропетровском театре оперы и балета состоится бенефис
заслуженного артиста Украины Олега Николаева.

Если кому-то ещё незнакомо имя Олега Николаева — художественного руководителя Днепропетровского академического театра оперы и балета, заслуженного артиста Украины, то наверняка большинству наших читателей известны его постановки.

Вот уже восемь лет огромной популярностью у зрителей пользуется «Кармина Бурана» — действо, в котором участвуют едва ли не все артисты театра. Настоящим хитом нынешней осени стал балет «Фокстрот 12 стульев». И это, разумеется, лишь несколько штрихов к портрету Мастера.

– Думаю, что балетмейстерскую жизнь можно условно разделить на три этапа, — размышляет Олег Викторович. — Первый — это становление, или, можно даже сказать, прощупывание профессии. Ещё во время учебы в ГИТИСе я создал коллектив «Эксперимент», потом — студию «Демос». В 1992 году уехал в Москву, и тут уже началось формирование меня как балетмейстера – второй этап. Я работал во многих театрах и в шоу-бизнесе, ставил эстраду и классику. Но это все были малые формы, а хотелось больших. Был мой проект «Щелкунчик», который мы пять лет прокатывали в Америке. Но когда в 2007 году мне предложили стать худруком днепропетровской оперы, я согласился, не раздумывая. Это ведь совсем другая история – опера, балет, сто человек на сцене… Очень интересно! Третий этап. Считаю, что мои ожидания оправдались: на сегодняшний день в Днепропетровске я сделал почти всё, что хотел. Первым моим прикосновением к опере стала «Кармина Бурана». Среди знаковых для меня постановок могу также отметить «Иисуса» — это святая история, «Это танго в июне» — вечная история… Судя по посещаемости спектаклей, публика реагирует на них нормально.

Есть, правда, две постановки, которые Олегу Николаеву пришлось сделать, как говорится, «в стол». Это спектакль «Вальс-бостон» на песни Александра Розенбаума. Всё уже готово, нужно только получить разрешение автора, а он, к сожалению, никак не реагирует на просьбы днепропетровцев. Это была бы оперная постановка о войне, о молодых ребятах, которые погибли на ней – своеобразный реквием. А во втором отделении Олег Николаев хотел бы показать «Очень простую историю» — не менее трогательный хореографический рассказ о женщине, которая на войне потеряла любимого – на музыку Евгения Станковича.

Над чем Олег Викторович будет работать в ближайшее время, он пока только размышляет. Из того, что очень хотелось бы, но очень сложно реализовать, – балет «Девушка и смерть» по произведению Максима Горького на музыку Микаэла Таривердиева. За два дня до премьеры в Большом театре он был «зарублен» и больше не ставился. Сейчас авторские права принадлежат вдове композитора – она тоже не спешит делиться ими…

— Я по-прежнему продолжаю работать в России – в Орле, Оренбурге, Казани, Москве, Уфе, — делится Олег Николаев. — О политике с россиянами не говорю. Уверен, что искусство не должно идти в ногу со временем – нужно заниматься вечным, а не сиюминутным. А вообще-то в своё время я очень хотел основать свой собственный пластический и одновременно драматический театр. Мой друг уже подобрал место – сделал балетный зал с гримёрками в помещении бывшей фабрики им. Володарского. Во время работы в Москве я собрал труппу артистов, которые были согласны на переезд в Днепропетровск, были готовы жить в общежитии. А тут – кризис 2008 года, и идея, к сожалению, заглохла. Отголоски этого проекта я стараюсь реализовывать в таких постановках как «Кармина Бурана» — там хор не стоит на месте, он все время двигается. И это интересно, по такому пути развивается сейчас современная опера. И еще меня очень интересуют проекты, в которых участвуют ветераны балета: ведь они выходят на пенсию в 35-38 лет, а опыта у них предостаточно. И его обязательно нужно использовать!

В воскресенье, 30 ноября, в 18:00 зрители смогут лично поздравить Олега Николаева, а заодно насладиться его творчеством. В первом отделении будут демонстрироваться отрывки из его спектаклей, в которых известный хореограф когда-то участвовал в качестве танцовщика. А во втором покажут фрагменты его постановок, над которыми он потрудился как режиссёр. Приходите, будет интересно!

Автор: Юлианна Кокошко

Добавить комментарий